QUIS CURSUS — ЧЕЛОВЕК БЕГУЩИЙ…

Всем известно, что когда человек страдает, ему необходимо покинуть место страдания и убежать. В этот момент он не думает ни о каком наслаждении. Он даже  не знает, куда именно бежит. Потому что бежит он ОТ КОСНОСТИ К ИЗМЕНЕНИЮ. Он бежит, потому что не может больше переносить пытку неизменностью и ему нужны перемены. ЛЮБЫЕ.  Он знает, что, быть может, покидая насиженное место, он обрекает себя на несчастье. Тем не менее, он говорит себе — «пусть лучше несчастье, чем это!» Стало быть, НАДЕЖДА, КОТОРАЯ УМИРАЕТ ПОСЛЕДНЕЙ —  есть надежда не на счастье, не на наслаждение, а на изменение.

Я не бегу от жизни, я сбегаю от смерти. Гарри Гудини

 Иногда бывает и так, что бегство — это единственно верный путь.  Элис Хоффман. Практическая магия

За что я люблю Пелевина, так это за его умение глубокие вещи прятать в литературном мелководье. Так, в романе «Бетман Аполло» он бегло написал о движущей силе жизни, которая является подлинным Богом Вселенной. Этот главный агент, стало быть, и должен был бы стать символом веры человечества, если бы оно временами останавливалось и задумывалось над происходящим.

Итак, это очень простая вещь. Но именно эта «простая вещь» в Библии трактуется как проклятье рода человеческого.

И ведь многие до него писали о том же самом. К примеру, Достоевский, Л.Н.Толстой, Ницше, Фромм, Фрейд.[1] Но почему-то именно в интерпретации Пелевина смысл этой истины стал для меня наиболее очевиден.

Так во что же человек верит? Чего он ищет? К чему устремляется? Фрейд сказал, что человек бежит от страдания к наслаждению.  Но только ли наслаждение  побуждает любое живое существо срываться с места? И только ли страдание?

Пелевин утверждает, что люди не обязательно бегут от страдания к наслаждению. Попадая в застой, они просто жаждут перемен. Иными словами, ЛЮДИ БЕГУТ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СМЕНИТЬ КОНТЕКСТ ЖИЗНИ. Вот и получается, что символ их веры — ноги. Те самые ноги, которые «делают».

Чаще всего желание убежать появляется при непереносимом страдании, которое начинается в застое. И тогда муж, уставший от однообразия семейной жизни, идет за хлебом и больше не возвращается. Сын, оскорбленный попреками родителей, бежит в никуда. Бомбист-эсер намеревается убить чиновника, мешающего ему проявить себя на другом поприще. А в обществе появляется бродячий  «призрак революции», который невозможно ничем искоренить. Потому что грозный этот «призрак» всегда появляется в тот самый зловещий момент, когда общество начинает «гнить». А гниение, как водится, происходит от застоя.

Нет, человек никогда не понимал Царствия Небесного. И не искал его.  Он искал справедливости. А справедливость для него заключалась в спокойном течении жизни. Если же спокойное течение стопорилось, то тогда он начинал жаждать перемен, которые и именовал «справедливостью».

Получается, что царь и бог человечества — не благостный образ на иконах и в телевизоре, а ПОСТОЯННОЕ ДВИЖЕНИЕ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ. И лидеров люди любят таких, которые способны обеспечить в обществе равномерное и осмысленное движение, влекущее перемены к лучшему.

Не фиктивную «движуху» на покупных «лифтах», а реальный обмен энергиями. Когда талантливая молодежь, призванная к обновлению жизни, имеет возможность  подняться на любую запредельную высоту, а не только сидеть в лавке, считая чужие деньги.

Когда жизненные перспективы  людей съеживаются до точки, сие означает, что общий жизненный поток перекрывается и останавливается. Вслед за этим начинается загнивание, чреватое ссорами, косностью и злобой. Такое происходит, когда энергия, не имеющая выхода, устремляется в самых причудливых направлениях, именуемых «криминальными». Тайные же пути всегда чреваты  потрясениями и войнами.

Всем известно, что когда человек страдает, ему необходимо покинуть место страдания и убежать. В этот момент он не думает ни о каком наслаждении. Он даже  не знает, куда именно бежит. Потому что бежит он ОТ КОСНОСТИ К ИЗМЕНЕНИЮ.

Он бежит, потому что не может больше переносить пытку неизменностью и ему нужны перемены. ЛЮБЫЕ.  Он знает, что, быть может, покидая насиженное место, он обрекает себя на несчастье. Тем не менее, он говорит себе — «пусть лучше несчастье, чем это!»

Стало быть, НАДЕЖДА, КОТОРАЯ УМИРАЕТ ПОСЛЕДНЕЙ —  есть надежда не на счастье, не на наслаждение, а на изменение.

Изменение же — просто поток энергии, которая должна непременно течь и обмениваться на другую энергию. Когда же все пути для ее движения оказываются заблокированными, тогда возникает страстное желание ПЕРЕМЕН. И наступает «час икс» — время, когда человек ни физически, ни психически не может больше существовать в прежнем мире. Он жаждет ЛЮБОГО ДРУГОГО МИРА, НО ТОЛЬКО НЕ ЭТОГО.

Такое настроение наблюдалось в русском обществе конца 19 и начала 20 века, когда самодержавие, бревном лежавшее на пути всех общественных слоев, стало ненавистно абсолютно всем. Революцию заклинали. Ее ждали. На нее надеялись. Не на счастье — но хоть на какие-то перемены.  Кликали её все… И накликали  войну всех против всех.

Перекрывание потока жизни — занятие  бессмысленное, ибо наступает время, когда давление его становится настолько сильным, что он сметает искусственные преграды и разливается во всю ширь. Энергия подвижна и любые попытки законсервировать ее или обратить в камень ведут к гибели.

Конечно, человек бежит еще и от страха, но страх этот того же, вышеописанного свойства. Происходит следующее: индивид, который сам по себе есть энергия, хочет  уберечь себя от смерти, а смерть для него — это неподвижность. «Я не бегу от жизни, я сбегаю от смерти», — сказал американский актер и иллюзионист Гарри Гудини. А читающие люди прекрасно осведомлены о судьбе Обломова, погибшего по причине остановки течения жизни.

Страх остановки и неизменности правит миром. Да что бы ни делал человек — все он делает из страха, запрещающего ему останавливаться, ибо он всегда помнит, что ЖИЗНЬ — ЭТО ПУТЬ.

Страх исчезновения рождается вместе с человеком и  управляет им до конца жизни. Тот же Пелевин в одном из своих произведений отметил, что человек всю жизнь занимается тем, что выращивает в себе мертвеца, дабы приобщиться к великому таинству перехода и смерти.

Едва покинув родительское гнездо, он попадает в сферу базального ужаса. И потом всю дорогу его погоняют страхи. Главный среди них — страх перед остановкой («пикник на обочине дороги») и перед уничтожением (оглядка на прошлое и превращение в соляной столб).

Человек обречен весь свой век неустанно бежать вперед. Он должен убегать от косности и стремиться к переменам. И помнить, при этом, о последних,  опасных словах Фауста, воскликнувшего, «остановись мгновенье!»

QUIS CURSUS - ЧЕЛОВЕК БЕГУЩИЙ...

Молодым бежать легче, чем зрелым и старым. В молодости бег в радость. Еще бурлит в крови нерастраченная энергия, делающая человека не только сильным и способным к движению вперед, но и, соответственно, счастливым.

С годами, однако, энергии становится  меньше и тогда,  время от времени, человека настигает паника. В старости тихая паника становится главным ощущением жизни. Это означает, что сила иссякает, форма теряет способность ее удерживать, а потому ноги не ходят и двигаться вперед становится проблематично.

Стало быть, главное действующее лицо человеческой и любой другой жизни —  энергия, которая непременно должна работать. Как только происходит ее застой или утечка — живое существо погибает. Именно из этого страха рождается желание бежать. Все равно куда — лишь бы бежать.

И сегодня можно видеть, как по всему земному шару носятся ошалелые люди в поисках работы. Но они нигде не находят пристанища. Потому что везде все одинаково. Потому что глобализм. Потому что земля стала маленькой и везде все останавливается. Потому что модернизация и роботизация.  В результате,  современное человечество расходуют  свою энергию исключительно на бессмысленное сучение ногами в пустом пространстве.

Глядя на нынешнюю, покрытую паутиной цивилизацию, где движение превратилось в фикцию, а застой стал подлинной реальностью, и где прогресс (то бишь, движение вперед и развитие) признан устаревшим понятием, невольно соглашаешься с Марксом и Энгельсом, утверждавшими, что ТРУД — ГЛАВНАЯ ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. Труд — то есть, организованная и осмысленная деятельность.

И в этом контексте получается, что ЧЕЛОВЕК ТРУДА и СТРОИТЕЛЬ — ПОДЛИННЫЙ СИМВОЛ БОГОЧЕЛОВЕКА. Это вовсе не культ человека, вознесшегося в своей  фаустовской гордости в непомерные выси, а именно бог — движущийся, работающий, не покладая рук. Это ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ЖИВОЙ, ТЕКУЩЕЙ ЭНЕРГИИ В ФОРМЕ ЧЕЛОВЕКА.

QUIS CURSUS - ЧЕЛОВЕК БЕГУЩИЙ...

Не случайно, видимо, Иисус был плотником и сыном плотника, а его апостолы также были простыми, трудящимися людьми. Не случайно Тор был кузнецом, а Геракл совершал свои подвиги. Не случайной была и вера народников в крестьянство,  превратившегося для них в носителя бога.

И вовсе не случайным был тот факт, что Маркс выбрал в качестве нового бога не сибаритствующего буржуина, а пролетария — человека трудящегося (анархисты, правда, утверждали, что в этом пункте Маркс ошибся, так как подлинной силой общества должно быть крестьянство, занимающееся, в том числе, ремесленным трудом).

Когда людей загоняют в люмпенское безделье, пусть даже и хорошо оплачиваемое — это всегда означает подмену, гибель и вырождение. Как вырождаются неработающие люди — наглядно видно сегодня на примерах детей богачей, вороватых чиновников и олигархов.

Весь земной шар с тоской созерцает их пустоту, глупость, безответственность, проявления зверства и цинизма. Дети богачей — это та напасть, которая настигает родителей, обрекших свое потомство на пустоту однообразного потребления. Их выводку некуда бежать, потому что у них везде пустота. У них везде одно и то же. И куда бы они ни поехали, куда бы ни прибежали — всегда оказывается, что они  стоят на прежнем месте и делают то, что делали раньше — безостановочно потребляют.

Их гимном стали старые стихи футуристов, написанные Д.Бурлюком в начале 20 века:

… Будем кушать камни травы

Сладость горечь и отравы

Будем лопать пустоту

Глубину и высоту

Птиц, зверей, чудовищ, рыб,

Ветер, глины, соль и зыбь!

Каждый молод молод молод

В животе чертовский голод

Все что встретим на пути

Может в пищу нам идти.

(Д.Д.Бурлюк)

Потому и гоняют они на своих роскошных лимузинах со страшной скоростью, не осознавая, для чего это делают. В действительности, они просто жаждут перемен — любых. Может быть, страдания. Или даже наказания. Всё равно.  Это может быть и смерть. Смерть — тоже перемена.  Загнивающим смерть вообще… к лицу.

Вот почему от страха, скуки и страдания человек может бежать также и к гибели. К самоубийству, допустим, или к революции. Кто может объяснить, ЧТО чувствовали эсеры-террористы, которые несли  бомбу в чемоданчике для того, чтобы взорвать царя? Что чувствовала вчерашняя красавица-гимназистка, дочь богатых родителей, убивающая в упор чиновника на приеме? Что ощущает смертник, устраивающий теракт? И какой взрыв эмоций, не способных к движению в обычных условиях, сотрясает подростка, разгоняющегося в роскошном гоночном автомобиле?

Нет. Не всегда человека загоняет в угол безденежье. Иногда именно шальные  деньги становятся проклятьем — огромная, шквалистая денежная масса. «Бремя» — как говорили Рокфеллеры о своем состоянии.  Это, действительно, бремя. Ведь олигархическое чадо непременно должно чем-то «разродиться», дабы не быть раздавленным чудовищной массой окостеневшей энергии. Все знают, что капитал должен работать. Всё должно работать! В противном случае наступает стерильность.

Человек же обязан трудиться. Потому что, если этого не будет, то он либо застынет, либо его одолеют зверские инстинкты. А человек, как известно, самое мерзкое и отвратительное животное, которое может находиться только в двух «агрегатных состояниях» —  либо в отупении, либо в непреходящем бешенстве. Из отупения и бешенства его может вывести исключительно трудотерапия. Именно поэтому человек призван бежать вперед всю свою жизнь. Ибо смысл его жизни – в движенье. И больше ни в чем.

Вот она — та самая «простая вещь», о которой я говорила в начале, а также и утраченный в последние годы символ человеческой веры.

Вильгельм Мюллер — немецкий романтик, живший на стыке 18 — 19 веков, написал об этом в незамысловатых стихах, которые затем обрели всемирную известность в творчестве Шуберта, положившего их на музыку.

«Куда?» Ф.Шуберт. Цикл песен «Прекрасная мельничиха». Слова В.Мюллера. Перевод И. Тюменева)

[1] О Л. Н. Толстом и художественных выставках. Авторы: Николай Михайловский

© Все права защищены. При копировании материалов ссылка на http://debove.ru  обязательна.

 Другие материалы сайта:

Школа крыс. Западная толерантность и русский нигилизм

 http://debove.ru/2017/04/07/%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0-%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%81-%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%B8-%D1%80/#more-1360

Древний Рим. История об Истории

 http://debove.ru/2017/05/09/%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D1%80%D0%B8%D0%BC-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BE%D0%B1-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8/#more-1495

ПИСЬМО В БУДУЩЕЕ: НЕ ЗАБУДЬТЕ УКАЗАТЬ АДРЕС…

 http://debove.ru/2017/04/26/%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE-%D0%B2-%D0%B1%D1%83%D0%B4%D1%83%D1%89%D0%B5%D0%B5-%D0%BD%D0%B5-%D0%B7%D0%B0%D0%B1%D1%83%D0%B4%D1%8C%D1%82%D0%B5-%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B0/#more-1444